Ра́дунь (польск. Raduń, белор. Радунь, лит. Rodūnė) — городской посёлок в Вороновском районе Гродненской области. Административный центр Радунского поселкового Совета.

Радунь. Еврейская застройка. (Фотограф: Филина, Наталья)

РАДУНЬ размещён на реке Радунька в 30 км от районного центра — г.п. Вороново, 24 км от железнодорожной станции Бастуны на линии Вильнюс – Лида. Узел автодорог на Вильнюс, Лиду, Ивье, Василишки, Острино.

На территории Вороновского района протекает река Радунька, правый приток Дисны. Начинается около д. Повиланцы, длина 28 км. Почти все ее русло канализировано.

Географические координаты:  54.04922, 24.99853 (*)

Историко-культурные памятники: Костел Матери Божьей Ружанцовой (1929 – 1933 гг.), Иешива Хафец Хаима (1882 г.), кладбище еврейское (1451 г.)

Местечко имело мировую известность – тут действовала еврейская духовная академия (талмудистическая), которую возглавлял известный талмудист Израиль Меер-Хафец Хаим из Радуни (умер в 1935 г.). В академию на учёбу приезжала молодежь даже с далекого зарубежья.

ИСТОРИЯ

Автор топонимического словаря В.А. Жучкевич говорит о том, что название имеет славянское происхождение с разными смысловыми значениями: от радеть – заботится, радиться – советоваться, радоваться. Вероятнее всего от реки Радунька.

В названии Радунь, по мнению А.Ф. Рогалева, ощутимы мифологические представления наших предков. В этом месте люди восславляли жизнь и выражали благодарность праотцам, отмечая древний языческий праздник Радуницу.

Предполагается, что древнее славянское поселение появилось тут около XI в., что подтверждается наличием курганов в окрестностях Радуни. Поселение входило в Дайновское княжество, которое существовало еще в XIII в. и граничило с Гродненским княжеством, а потом с позднейшими поветами Волковысским, Новогрудским и Ошмянским.

В 1217 г. Радунь упоминается в летописи «Манумента Германика». С 1387 г. владение Скиргайло Ольгердовича. В грамоте ему от короля польского и великого князя литовского Владислава Ягайлы говорится о том, что получил «град Радыня и вся волость со всякою службою, все люди и села и всякий доход…» В XV-XVI вв. центр Радунского староства в составе королевской экономии. В 1440 г. «Радуня» - хозяйственный двор, имущество короля Казимира IV. Администратором двора и волости Радунской по актам XV в. был цивун. В 1488 г. король доносил до сведения великокняжеского цивуна Сенька Андрашевича, что подарил подконюшему Петру землю пустую Андрейковщину в Радунским повете. В актах великого князя литовского Александра и Сигизмунда І Старого администраторы в Радунском повете (старостве) названы наместниками и держателями. Первым наместником (старостой) в Радунськом старостве по Литовской Метрике был Януш Станкавич (Станиславович) Кастевич, подляшский воевода и хозяйский маршалок (1498 – 1527), потом Ян Глебович (1527). В 1522 г. король Сигизмунд І Старый «пожаловал» Кастевичу в пожизненное владение хозяйский двор Радунь за долг 1000 коп грошей. Радуньский повет имел свою вооруженную хоругвь. В 1536 г. Радунским хорунжим назван Ленарт Кострым (Контрым, Кантромович). В 1565 г. в реестре переписи войска хозяйственного ВКЛ, сделанного Михаилом Григорьевичам Коледой, королевским служащим.

В 1538 г. по люстрации в Радуни насчитывалось 7 улиц, что тянулись к центральной рыночной площади, 210 христианских домов, 35 пивных шинков, 1 водочный, 7 по продаже мёда. Заселение евреев было запрещено.

В 1567 г. Радуньское староство присоединено к Лидскому повету Виленского воеводства: «До того жъ повету Лидского прилучона хоругв Радунеская 2. Староства делилось на 4 войтовства: Радунское дворнае (войт Стяцевич), Магунское (войт Ян Ганцевич), Версоцкае (войт Шым Ромашкович), Тройданское (войт Михна Лукъянович). Городу принадлежало 40 валок земли и 10 застенков, был 141 двор. Действовал костел, основанный королевой Боной Сфорцой. О его постройке свидетельствует жалоба радунских бояр на радунского державцу Шымку Мацкавича и на радунского пристава Пацка Пузеля (Пузяса), что они заставляют их возить дрова для строительства костёла и двора, как простых людей (1541 г.).

Сословный состав населения староства согласно актам XV- XVI вв. выглядел так: люди тягловые (простые) и бояре путные.

В 1574 г. в «Ординации стадной» (наставление по коннозаводскому делу в ВКЛ) король в числе пунктов размещения больших хозяйственных конюшен называет Радунь, где содержалось 50 элитных коней. На волость ложилось дополнительная повинность по их уходу и охране (центром коннозаводства были Липники).

В конце XVI в. начале - XVII в. старостами радуньскими были Николай Станиславович Толваш (в 1579-85 гг. замойский каштелян, в 1591 г. – надворный маршалок) В 1612 г. – дынемборский староста, радуньский и жосленский державца Адам Талваш. В 1649 г. городу дано магденбурское право и собственный герб: на серебренном поле изображение красного рака. В 1655 г. в ходе войны Радунь сильно пострадала от пожара, архив староства был вывезен в Московию, костел разрушен. Во второй половине XVIII в. Радунь – частное владение. С 1776 г. – собственность Иосифа Тышкевича , каштеляна Мстиславского, который платил в казну кварты – 2690 злотых. В 1782 г. налог в казну на удержание армии ВКЛ со староства составлял 4-ю часть его доходов – 2510 злотых.

С 1795 г. Радунь в составе Российской империи, в Лидском повете Слонимского наместництва, с 1796 г. в Литовской, с 1801 Гродненской, с 1842 г. в Виленской губерниях. В 1838 г. в Радунь на место ранее сгоревшего костёла (1801) переведён костёл из села Калесник из закрытого там кармелитского монастыря. 21 октября 1846 г. постановлением Виленского губернского правления Радунь был оставлен статус местечка с правом проживания тут евреев. В 1860 г. Радунь – казённое местечко, 121 двор, 737 жителей, парафиальный костёл Радуньского деканата (насчитывал 10 католических приходов). В 1859 г. основано народное училище (1 учитель, 40 учеников). Школьная библиотека имела 91 книгу. В 1866 г.: 101 двор, 869 жителей, 361 католик, 508 евреев; парафиальный костёл (деревянный) и при нём школа, каплица, синагога, народное училище, волостное управление. В 1885 г.: 101 двор, 808 жителей, еврейский молитвенный дом, кожевенный завод, бровар, 14 лавок, 3 питейных дома , 4 кузницы, волостное и мещанское (староста Давид Шелюбский) управления; по четвергам проводились торги. По переписи 1897 г.: в местечке 310 дворов, 2111 жителей, 2 еврейских молитвенных дома, народное училище, паровая мельница, кожевенный и паточный завод, 2 хлебозапасные магазины, приемная врачебного участка, 11 лавок, 5 питейных домов, 1 пивная лавка. В Радунской волости насчитывалось 67 поселений, 535 двор, 15 060 жителей - крестьян, мещанское управление.

В Первую мировую войну с сентября 1915 до 5 января 1919 г. оккупирована кайзерскими войсками, с марта 1919 г. – польскими войсками. В это период действовал Радуньский райком (старшина В. Валитский); 20.04.1920 г. Валитский был арестован и вместе с членом райкома Шпицом и расстрелян в Лиде. С 18.03.21 г. в Лидском повете Навогрудского воеводства Польши, центр Радуньской гмины. Насчитывало 231 двор, 1254 жителя. В 1929 г. произошла забастовка рабочих при строительстве шоссе Вильнюс -Радунь. В 1935 г. 90 % населения местечка составляли евреи. Местечко имело мировую известность – тут действовала еврейская духовная академия (талмудистическая), которую возглавлял известный талмудист Израиль Меер-Хафец Хаим из Радуни (умер в 1935). В академию на учёбу приезжала молодежь даже с далекого зарубежья.

В предместьях Радуни была знаменита еврейская деревня Дугалишок, которая в 20-х – 30-х годах была своеобразным еврейским курортом, куда стремились отдыхающие. И это не случайно! Удивительные пейзажи, красивые сосновые леса и гостеприимство местных жителей никого не могло оставить равнодушным.

Перед Второй мировой еврейское население составляло около восьми сотен. С ноября 1939 г. Радунь вошла в состав Барановичского района Белорусской ССР, деятельности еврейской общины был положен конец.

С 15 января 1940 г. центр Радунского района Баранавичской, с 20 декабря 1944 Гродненской областей. С 12 октября 1940 г. до 30 апреля 1958 г. имела статус деревни, центр сельсовета этого же района. С 30 апреля 1958 – городской посёлок, центр Радунского района; центр поселкового совета в Вороновском районе Гродненской области. В 1940 г.: около 400 домов, 2006 жителей, в районе 32 962 жителя. В Радуни работали райпромкомбинат, электростанция (20 кв), маслозавод, нефтемельница (нафтамлын), хлебопекарня, районная больница, роддом, почта, телеграф, НСШ, детдом, МТС, районная библиотека, Дом культуры и др. Издавались газеты «За Родину» - орган Радунского РК КП (б) Б, «Социалистическая жизнь» - печатный орган политотдела Радунской МТС.

Городской посёлок Радунь находился под немецкой оккупацией более 3-х лет — с июня (1 июля) 1941 г. до 13 июля 1944 г.

Для контроля над евреями нацисты организовали юденрат (еврейский совет), назначив Ноаха Долинского его главой.

В ноябре 1941 г. немцы, поэтапно осуществляя гитлеровскую программу уничтожения евреев, собрали евреев Радуни и близлежащих деревень в гетто — всего 1 834 человек.

11 мая 1942 г. нацисты и их местные пособники во время полной ликвидации гетто убили 1 137 человек — почти всё еврейское население Радуни и близлежащих деревень, большинство которых были женщины, старики и дети. Людей привели на поле в 100 метрах западнее Радуни и заставили выкопать ров (длина 70 м, ширина – 4 м, глубина 3 м). Затем расстреляли. Около 180 человек сумели бежать. После освобождения в Радунь вернулось 32 еврея.

Как упоминалось ранее, во время этой «акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) 180 евреям удалось бежать. Безоружные, они неожиданно набросились на вооружённых немцев, которые смогли застрелить 20 еврейских парней, но остальные вырвались на свободу и ушли в лес.

Доктор исторических наук Ицхак Арад, директор израильского Музея Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» в 1972—1993 гг. , в 15 лет бежавший из литовского гетто, в 16 — ставший партизаном в белорусских лесах, а после войны — генералом Армии обороны Израиля, писал:

«Люди должны знать. Мы не шли на смерть покорно и безропотно. Мы оборонялись, как могли. Часто голыми руками и почти всегда без чьей-либо помощи».

Ицхак Роговский перед побегом из гетто в Радуни доверил ценные вещи и драгоценности своим друзьям Шемянским из деревни Ковалки. Его сыну Мейшке через какое-то время понадобилось забрать часть одежды, но Шемянские заманили его и ещё несколько родственников Ицхака в засаду. Мейшке погиб, другие убежали в лес. В начале 1943 г. часть спасшихся радунских евреев смогли стать бойцами партизанского отряда Станкевича. В их числе были и братья Роговские, которые отомстили Шемянским за предательство и коллаборационизм — расстреляли их и сожгли их дом. После войны Адам Роговский написал книгу воспоминаний.

В 1961 г. на могиле жертв геноцида евреев в Радуни был установлен памятник — скульптура воина с автоматом]. Позднее был установлен другой памятник радунским евреям — жертвам Катастрофы.

1 мая 2011 г. в израильском мемориальном комплексе «Яд Вашем» в «День памяти жертв Катастрофы европейского еврейства» одну из шести траурных свечей, символизирующих память о 6 000 000 убитых нацистами евреев, зажёг 82-летний Авраам Авиэль (Липконский), бывший узник гетто в Радуни. Авраам Авиэль был единственным выжившим из своей семьи, мстил нацистам в рядах партизан в Беларуси; после войны смог добраться до Земли Израиля, написал книгу о судьбе евреев Беларуси и был свидетелем на процессе Эйхмана в Иерусалиме. О жизни Авраама Авиэля снят документальный фильм.

В период Второй мировой войны с 24.06. 1941 г. до 13.07.1944 г. Радунь оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. 23-24 июня 1941 г. на рубеже урочища Дубитская Тара произошли бои частей 17-й стрелковой дивизии 21 стрелкового фронта с передовыми частями 3-й танковой группы фашистов. За время оккупации в районе было расстреляно 987 жителей, около 300 вывезено на принудительные работы в Германию, уничтожено около 1 тысячи жилых домов, в том числе 178 в Радуни.

В Радуни и районе действовали 3 подпольные антифашистские комитеты, при которых было 4 боевых группы , подпольные райкомы КП (б)Б и ЛКСМБ. Освобождена Радунь 13.07.1944 в ходе Вильнюсской операции частями 88-й стрелковой дивизии 31-ой армии (командующий генерал-полковник В.В. Глагольев) 3-го Белорусского фронта. В 1944 г. в районе осталось 2812 жителей. Все предприятия и учреждения были разрушены или взорваны. До 1950 г. хозяйство Радуни и района было восстановлено. Работал райпромкомбинат, электростанция, больница, с 1946 г. – Радунская средняя школа, школа работающей молодежи, при МТС работали курсы трактористов-дизелистов. На 1949 г. в районе: 3 больницы, 3 амбулатории, 4 ФАП, 3 аптеки (7 врачей, 7 акушерок, 25 медсестер, 4 фармацевта). На охрану здоровья было выделено 978 тыс. рублей. Работали 62 начальные школы, 8 НСШ, 1СШ, школа работающей молодежи, 7 вечерних сельских школ, несколько вечерних школ грамоты (больше чем 700 учеников). Всего обучалось больше чем 6 тыс. учеников. В 1952 г. к Радунскому сельсовету относилось 8 колхозов.

В 1970 в г.п. Радунь 495 жителей. На 1.01.2004 Рудунь имеет 980 дворов, 2950 жителей и является центром сельскохозяйственного кооператива «Радунь». В поселке работают: молокозавод, льнозавод, агроднисушыльный завод, электростанция, филиалы «Агропромбанка» и «Беларусбанка», больница, поликлиника, аптека, ветлечебница, агрохимлабаратория, лесничество, участок райузла электронной связи, почтовое отделение связи, почтовое отделение связи, Дом быта, 2 СШ, музыкальная школа, школа-интернат, детский сад- ясли, центр пазашкольной работы, городская и детская библиотеки, Дом культуры. Братская могила 11 партийных и советских работников, братская могила советских воинов, партизан и сотрудников органов государственной безопасности, могила жертвам фашизма.

АРХЕОЛОГИЯ

Радуньский замок. Существовал в XIV –XVII вв. Его руины находятся на отдельном возвышении посреди заболоченной местности на берегу р. Радунька в центре д. Городище Вороновского района (за 2 км от г.п. Радунь). Основу замковой обороны составлял комплекс деревянно - земляных укреплений: вал, стены - городни и башни. Перед въездной башней-вратами был мост с подъёмным пролётом – «взводом». Культурный пласт – 0,4 – 0,5 м. Найдена керамика XIV –XVII вв.: терракотовые плитки железные наконечники копий, топора, монеты XV –XVII вв. и др. Замок считался великокняжеским владением. В замке 20 октября 1536 г. в присутствии великого князя ВКЛ Сигизмунда І Старого был подписан договор о браке Барбары Радзивил и Станислава Гаштольда

Каменный топор найден на юго-западе от поселка в XIX в. На сегодняшний день 10 целых и 4 поврежденных каменных просверленных топора разных типов (в основном клиноподобных, тип 5) экранируются в школьном музее.

ПАМЯТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ (только существующие объекты )

Костел Матери Божьей Ружанцовай ( 1929 – 1933 гг.)

Иешива Хафец Хаима (построена в 1882 г. , сейчас в здании находится клуб). Из стен радуньской иешивы вышли 12 главных раввинов стран мира. Обучалось 200 учеников. Сейчас это здание используется как Дом культуры.

Еврейское Кладбище (1451 г.) Здесь находится могила известного во всем еврейском мире цадика и знатока Торы – раввина Хафец Хаима. Место уничтожения радуньских евреев в 1942 г.

МЕСТА ПАМЯТИ

В 1961 г. на могиле жертв геноцида евреев в Радуни был установлен памятник — скульптура воина с автоматом. Позднее был установлен другой памятник радуньским евреям — жертвам Катастрофы.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Исраэль Меир hа-Коhен  1838—1933 -  (Каган, настоящая фамилия Пупко; известен главным образом как Хафец-Хаим, по названию его популярного труда. Моралист и талмудист, один из ведущих галахических  авторитетов нового времени (Ахароним) и наиболее почитаемых руководителей ортодоксального еврейства. Был одним из основателей Агудат Исраэль и открыл первый общий съезд партии (Вена, 1923). В 1924 г. по инициативе Исраэля Меира hа-Коhена был создан Ваад hа-йешивот (Комитет йешив) — верховный административный орган йешив в восточных областях Польши. Первым из трудов Исраэля Меира hа-Коhена (всего — 21) была опубликованная им анонимно книга «Хафец-Хаим» («Жизнелюб», 1873 г.), посвященная детальному обсуждению греховности злоязычия. На ту же тему написана и его «Шмират hа-лашон» («Воздержанность в речи», 1876 г.).

В книге «Ахават хесед» («Влечение к благодеянию», 1888 г.) автор исследует основы и детали предписаний о благотворительности. Над своим капитальным и широко популярным трудом «Мишна брура» («Ясное учение», в 6-ти томах, 1884–1907 гг.) — толкованием предписаний раздела Орах хаим в своде Шулхан арух — Исраэль Меир hа-Коhен работал 28 лет.

Следует упомянуть произведение «Махане Исраэль» («Стан Израилев», 1881 г.) — руководство по соблюдению предписаний Ѓалахидля солдат-евреев в царской армии. Ѓалахические труды Исраэля Меира hа-Коhена отличает краткость изложения и четкость практических выводов. Установления прослеживаются им до первоисточников.

Пилпул по мнению Исраэля Меира ха-Коhена является напрасной тратой времени. Его этические сочинения проникнуты искренней богобоязненностью и написаны ясным доступным языком.

МУЗЕИ. АРХИВЫ. БИБЛИОТЕКИ. ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

В Радуни имеются гимназия, начальная школа, одна школа-интернат, городской Дом культуры, библиотека, детская школа искусств.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФАСТРУКТУРА

Ресторан «Радунь» II нац. категории работает с 12.00 до 22.00, пятница с 12.00 до 24.00, обед с 16.00 до 17.00. Санитарный день – первый понедельник месяца.

Закусочная «Молодежная» работает с 11.00 до 20.00, обеденный перерыв с 15.00 до 17.00. Суббота с 13.00 до 22.00, воскресенье с 12.00 до 20.00.

БИБЛИОГРАФИЯ

 Памяць. Воранаўскі раён. – Мінск, “БЕЛАРУСКАЯ ЭНЦЫКЛАПЕДЫЯ”, 2004.

 Raduń // Геаграфічны слоўнік Каралеўства Польскага і іншых славянскіх краёў. Tom IX: Poźajście — Ruksze. — Warszawa, 1888. С. 450.

Радунь // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6 т. Т. 6. Кн. 1: Пузыны — Усая / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) і інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн.: БелЭн, 2001. С. 69.

Радунь // Туристская энциклопедия Беларуси / редкол. Г. П. Пашков [и др.]; под общ. ред. И. И. Пирожника. — Мн., 2007.

Іна Соркіна. Мястэчкі Лідскага ўезда ў XIX — пачатку ХХ ст. // Ліда і Лідчына: да 685-годдзя з дня заснавання горада: матэрыялы рэспуб. навук.-практ. канф., (Ліда, 3 кастр. 2008 г.) / рэдкал.: Худык А. П. (гал. рэд.). — Ліда, 2008.

Авраам Авиэль “Я пришел к тебе, мама..." // [Электронный ресурс].

Города, местечки и замки Великого княжества Литовского - Издательство: Минск. "Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi”,  2009.

Смиловицкий Л., Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941–1944 гг., Тель-Авив, 2000.

Российская еврейская энциклопедия. Радунь // [Электронный ресурс] http://rujen.ru/index.php/. Дата доступа – 14.08.14 г.

Академическая вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам. Радунь – еврейская община // [Электронный ресурс] http://ejwiki.org/wiki/ Дата доступа -11.06. 14 г.

Иудаизм и евреи. Биографии раввинов. Раввины литовского направления. Раби Исраэль Меир Акоэн — Хафец Хаим // [Электронный ресурс] http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_7790.html Дата доступа – 17.08 14 г.

Источник: www.shtetlroutes.eu